Пишите и звоните нам
с 8-00 до 20-00 каждый
день без выходных.
Руководитель ответит вам лично.

Пожизненное сопровождение внедренных решений 1С

Одной из важнейших ценностей нашей команды и значительным преимуществом для наших клиентов является гарантия пожизненного сопровождения внедренных нами программ 1С. Почему это так важно? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить, что такое качественное сопровождение.

Что такое «качественное сопровождение»?

Это не аварийное затыкание дыр в тонущей лодке, не пирамида из костылей, когда одно неудачное решение тянет за собой цепочку еще более неудачных, и не советы перезагрузить сервер как единственное решение проблем производительности.

Качественное сопровождение — это когда информационная система в течение всего срока своей жизни работает так же хорошо, как после запуска. На самом деле, даже не «так же хорошо», а гораздо лучше: ведь все ошибки программы выявлены и исправлены, рабочий процесс отшлифован и оптимизирован.

Что для этого нужно?

Главное – заказчику не следует экономить на качестве внедрения, а внедренцу необходимо заложить легкость сопровождения уже при принятии проектных решений, как одну из важнейших ценностей, наряду с «недорого» и «качественно». На этом моменте стоит остановиться подробнее.

Традиционно при принятии проектных решений происходит поиск баланса между «качественно» и «недорого». Второе при этом может означать не только «недорого» в буквальном финансовом смысле, но также и включать в себя «быстро» и «просто» в исполнении. Добавим к этой картине третью сторону («сопровождаемо»), которая одновременно не дешева и, что немного парадоксально, не всегда качественна в потребительском, не архитектурном смысле

При принятии любого проектного решения необходимо постоянно быть готовым ответить на вопросы вида: «Как это решение поведет себя через 5 лет?», «Кто будет это поддерживать?», «Что с этим будет, если база вырастет в 10 раз?» и так далее. Если внедренец не готов ответить на эти вопросы, то внедренная система неизбежно начнет деградировать сразу после запуска, и этот процесс будет стремительно ускоряться.

Как это выглядит?

Может показаться удивительным, но существенная часть пользователей 1С (как рядовых, так и руководящих) никогда в жизни не работали с качественно сопровождаемыми программами. Пользователи настолько привыкают к постоянным тормозам, ошибкам, неудобствам и несовершенствам, что начинают считать это нормой. Так же нормой становятся непрерывные траты денег на «программистов 1С», которые все это столь же постоянно «исправляют». В действительности такие «исправления» ничего не решают глобально, и лишь усугубляют проблему. Все это продолжается до тех пор, пока внедрение просто не разваливается под тяжестью «заплаток», после чего все начинается заново.

Разумеется, должно быть иначе.

Качественно сопровождаемое внедренное решение — это когда ваша программа является совершенным рабочим инструментом, который максимально упрощает ежедневную работу. У вас ничего никогда не тормозит. У вас не бывает непонятных ошибок, с которыми никто не знает, что делать. В ваших рабочих процессах автоматизировано все, что целесообразно автоматизировать, и полностью исключен неквалифицированный ручной труд. Работу программистов (и других специалистов поддержки) вы не замечаете, а если появляются проблемы, они решаются быстро и радикально.

Для нашей команды такая поддержка программ 1С после окончания внедрения является не просто нормальной практикой, а чем-то само собой разумеющимся. Мы принципиально не работаем иначе.

Кто должен это делать?

Заказ услуг длительного сопровождения должен идти единым пакетом с самим внедрением. Это может быть та же команда, которая проводила внедрение – такое уместно для сравнительно небольших компаний, – а могут быть смежные с внедренцами специалисты со сходной квалификацией, которые эффективно взаимодействуют с ними.

Худшее, на наш взгляд, что заказчик может сделать — это заказать внедрение у топовой команды, а поддержку отдать бюджетным аутсорсерам (или надеяться на собственного сисадмина). Если вы не можете поддерживать внедренную систему силами хорошей (и, как следствие, дорогой) команды, возможно, стоит сократить масштабы проекта или поискать более доступных по цене специалистов для внедрения. Но ни в коем случае не следует отдавать плод труда профессионалов в руки дилетантов!

Что, например, делать не следует?

Обновления версий конфигураций при сопровождении

Для программ, предполагающих ведение регламентированного учета, оперативное обновление конфигурации по мере выпуска вендором ее новых версий неизбежно — постоянное изменение законодательства иных возможностей не оставляет. Но для решений, предполагающих автоматизацию только управленческого учета (например, на базе 1С:Управление торговлей или 1C:ERP World Edition), теоретически возможен вариант, когда программа сопровождается на той версии, на которой было проведено внедрение, и никогда не обновляется. Такой поход значительно облегчает сопровождение, однако по мере развития апстрима начинают стремительно накапливаться проблемы вида «делать самому то, что давно есть в апстриме».

Наша команда при внедрениях всегда закладывает вариант оперативного обновления конфигурации на актуальную версию. Мы допускаем, что есть сценарии, когда консервирование оправданно, но думаем, что это крайне редкие исключения. Абсолютное же большинство «консерв» в итоге просто забрасывается и далее доживают свой век в крайне плачевном состоянии.

Про отраслевые и специализированные решения

К таким решениям относится все, что сказано выше про «готовые решения». Даже наличие официальной сертификации фирмой «1С» ничего не гарантирует как в оперативности, так и в качественности поддержки со стороны вендора (да и в качественности самого решения — тоже).

Понятно, что для крупных и популярных решений, сертифицированных «1С», риски многократно меньше, чем для мелких и малоизвестных. Тем не менее, по стабильности и предсказуемости поддержки вендором они всегда значительно уступают типовым конфигурациям от «1С». Если у вас хоть сколько-нибудь серьезное внедрение — подумайте очень тщательно, нужна ли вам отраслевая конфигурация, пусть она будет хоть трижды сертифицирована. Не поленитесь найти рабочую базу такого решения, хотя бы поверхностно посмотреть код и метаданные, набросать и отработать базовый сценарий использования. Скорее всего, вас будет ждать много неприятных открытий.

Отраслевые и специализированные решения могут быть сделаны в виде доработок поверх типовых конфигураций, или быть полностью самобытными на платформе 1С. Второе гораздо опаснее — там может быть все что угодно в плохом смысле. Недавно, например, мы обнаружили, что одно из популярных разрекламированных решений от известнейшего разработчика в принципе не использует один из ключевых стандартов 1С-разработки – библиотеку стандартных подсистем (БСП). Обмен с 1С:Бухгалтерией в нем реализован путем выгрузки в файл вручную, как во времена 1С:Предприятие 7.7. Разумеется, набор подобных сюрпризов непредсказуем — продавец и разработчик о них точно не расскажут. Решения поверх типовых конфигураций в этом плане гораздо более предсказуемы, существенно испортить их гораздо сложнее.

За исключением случаев, когда реально нужна автоматизация масштабных задач, никак не пересекающихся с возможностями типовых конфигураций, почти всегда гораздо лучше взять типовое и адаптировать самим, чем долгосрочно полагаться на такого «кота в мешке».

Заключение

Качественное сопровождение, когда внедренное решение находится в безупречном состоянии в течение всей своей жизни (5-15 лет), абсолютно возможно. Да, оно требует дополнительных затрат и определенных компромиссов на этапе внедрения, но в дальнейшем вы будете вознаграждены безупречной работой вашей информационной системы и минимальными затратами на ее поддержку.

Человек, заботящийся о своем здоровье, знает, что его поддержание требует определенных усилий и финансовых вложений. Но это несоизмеримо выгоднее, чем нажить кучу болезней и отдавать все деньги врачам. Аналогично и ваша информационная система также нуждается в «здоровом образе жизни» – качественном сопровождении.

Наша команда считает качественное сопровождение внедренных нами решений пожизненно неотъемлемой частью своей работы и гарантирует это своим клиентам.

Если у вас есть вопросы — свяжитесь с нами любым удобным вам способом, будем рады с вами пообщаться.

Андрей Леонидович Романченко, руководитель команды Wintersoft.

Выражаю благодарность Марии за помощь в подготовке этой статьи.